5 сентября - день города Одинцово
ОДИНЦОВСКИЙ
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
МЕРОПРИЯТИЙ КО ДНЮ
ГОРОДА ОДИЦОВО
В День города Одинцово
Одинцовский музей предлагает программу интересных культурно-познавательных
событий.
В 14.00. состоится
открытие выставки художника Николая Ивановича Пискарева и скульптора Анны
Южаковой-Пискаревой – знаковых фигур для Одинцовского городского округа.
Николай Иванович
Пискарев стоял у истоков советского полиграфического искусства. Он
является автором концепции оформления книги массового тиража и идеи
макетирования печатной продукции, создал серию архитектурных видов Москвы и
Петербурга (цв. линогравюра, офорт, 1911-1914), крымских пейзажей (акварель,
гуашь, темпера). В Звенигороде в доме, сохранившихся до сих пор, была его
большая мастерская.
В Звенигороде Николай
Иванович вел большую общественную деятельность, а также много сделал для
сохранения в годы Великой Отечественной войны архитектурных памятников города
Звенигорода, непосредственно предотвратил снос с лица земли величайшего
памятника культуры - Успенского Собора на Городке, в то время, когда под него
уже были заложены динамиты.
Николай Иванович очень
любил Звенигород и воспевал в своих работах красоту «Русской Швейцарии».
Анна Илларионовна
Южакова-Пискарева (1904 - 1969 гг.) – жена Н.И. Пискарева, скульптор,
также жила и работала в Звенигородском доме в большой мастерской. Ее
материалами были пластилин, цветные глины, гипс, бронза. Сохранилось множество
барельефов ее работ знаменитых писателей, музыкантов, ученых.
С 10.00 до 17.00 в Одинцовском
музее проводятся бесплатные экскурсии (количество экскурсантов – не более 5
человек. Сеансы – через 1 час.
С 11.00. до 17.00. в
музее проводятся исторические квесты по уличной экспозиции военной техники «Идем
в разведку». Квесты проводятся сеансами по 1,5 часа: 11.00 – 12.30,
12.30-14.00., 14.00-15.30, 15.30-17.00 для детей от 8 до 13 лет.
С 10.00 до 17.00. в музее
проводятся сеансы настольной игры «История Одинцово» для всех желающих.
Творческая биография
Николая Ивановича Пискарева неразрывно связана с процессом становления
советского изобразительного искусства.
Тонкий лирик в рисунке,
виртуозный мастер-ксилограф, в совершенстве владевший искусством иллюстрации,
он работал в широком диапазоне гравюрных техник. Но, пожалуй, самым дорогим,
любимым делом, делом всей жизни стало для Н.И.Пискарева искусство книги.
Н.И.Пискарев родился в
мещанской семье в городе Бежице бывшего Брянского уезда Орловской губернии.
Обнаружив художественные способности сына, родители отправляют его в Москву
учиться. Так в возрасте 11 лет Николай оказался в стенах Строгановского
художественно-промышленного училища. В 1909 году по окончании мастерской
чеканки по металлу он получает звание мастера окульптуры.
Поворотным моментом в
поиске своего места в искусстве для молодого художника стало вступление в
графическую мастерскую, организованную при училище (1909) талантливым
педагогом, мастером-новатором С.С.Голоушевым. Впоследствии, творчески развив
идеи своего учителя, Пискарев разработал новую концепцию оформления книги
массового тиража, выдвинул идею предварительного макетирования, ставшего в наше
время непременным условием выпуска полиграфической продукции. Занимая должность
профессора наборно-типографского, а позднее книгопечатного отделения графического
факультета Вхутемаса (1921-30), Н.И.Пискарев воспитал не одно поколение
художников-полиграфистов, получивших одновременно художественное образование и
глубокие технические знания.
Исходным моментом,
проливающим свет на характер творчества молодого мастера, послужила серия
архитектурных видов Москвы и Петрограда, исполненная в технике цветной
линогравюры (1911-14), вошедшей в то время в моду. Поэзия архитектурных форм,
растворенных в сумеречном воздухе короткого зимнего дня ("Петроград.
Академия художеств", 1914), тающих в розоватой дымке затяжного дождя
("Петроград. Александрийский театр", 1914), провинциальный колорит
московских задворок ("Москва", 1914) — вот главный интерес
художника. Недвижное бытие городских пространств, излюбленных уголков,
замкнутых в своей завершенности, не требует присутствия человека. Мир этих
гравюр совершенен, наполнен вечным и непреходящим. Небольшой формат, чуткое
использование сближенных неярких тонов, фактуры тисненой бумаги
("Петроград. Михайловский замок", 1914; "Москва", 1914) —
все выдает руку вдумчивого сформировавшегося мастера. К этой серии примыкает
исполненный с тем же настроением офорт "Черемушки. Имение
Якунчиковой" (1914).
Интерес к цвету,
выявлению первичных структур мира характерен для феодосийского периода жизни
художника (начиная с 1916 и 1920-21). Он создает серию рисунков (акварель,
гуашь, темпера) окрестностей Феодосии. Спокойные переливы старых гор, яйлы,
прерываемые отвесными скалами, сходящимися в ущелья ("Холмы в окрестностях
Феодосии", 1918), вневременность, космичность, пустынность ("Крымский
пейзаж", ок. 1920), воскрешающая в памяти пейзажные фрагменты мастеров
кватроченто, античная ясность и прозрачность округлых склонов, опоясанных
крепостной стеной, замерших у самого края светлых бухт ("Пейзаж с генуэзской
крепостью", ок. 1920), влекут к философским раздумьям, спокойному
созерцанию.
Ряд графических листов
того же периода наполнен настроением борьбы, противостояния человека и
разбушевавшейся стихии ("В бурю. Челн", 1919, цв. линогравюра).
Художник любуется потоками ветра, рвущими кружевной дамский зонтик на фоне
величественно-прекрасной картины смятенных древесных крон ("Ветер",
1918, цв. линогравюра). Лист 1919 года на тот же сюжет ("Гроза",
офорт, акватинта) проникнут идеей покорности судьбе. В этих пейзажах,
необходимо включающих одинокую человеческую фигуру, отразилось состояние
художника, оказавшегося в трудных условиях (болезнь, недостаток самого
необходимого, межвластие).
Преклонение перед
талантом К.Ф.Богаевского, фантастический мир его полотен, поиск обновленной
формулы античности, знакомство с М.А. Волошиным, несомненно, оказали влияние на
творчество Н.И.Пискарева. Проникнутый духовной, созидающей мир материей
солнечного света "Киммерийский пейзаж" (1921, акварель, гуашь,
графит, карандаш) — яркий тому пример. Это один из лучших рисунков
художника, в котором он находит неповторимую меру геометрической стилизации
дорогих сердцу реалий крымского побережья.
Лаконичный, светоносный,
точный и поэтичный стиль найдет свое продолжение в прекрасных гравюрах на
дереве — книжных иллюстрациях, экслибрисах, поражающих разнообразием и
ювелирной тонкостью работы, заставках, буквицах, пригласительных билетах. Мотив
мощного светового потока, проникающего основные элементы пейзажа, выявляющего
или растворяющего форму, вносящего динамизм в лирический мир гравюры, станет
неотъемлемой частью многих работ мастера (А.В.Луначарский "Освобожденный
Дон Кихот", шмуцтитул ко II картине, 1922. Фронтиспис к каталогу выставки
произведений К.Ф.Богаевского, 1927. Леонардо да Винчи "Книга о
живописи", фронтиспис, 1933).
Одной из важнейших работ
зрелого периода стало для Пискарева оформление романа Л.Н.Толстого "Анна
Каренина", исполненное по предложению Клуба редких изданий в Нью-Йорке
(1930-32). Роман издан в двух томах, вложенных в специальную коробку. Каждая из
восьми частей снабжена шмуцтитулом, заставкой, акцидентными украшениями. Все
элементы оформления были тщательно продуманы, бережно включены в ткань
повествования. Ограниченное условиями договора число иллюстраций (19) способствовало
тому, что художник остановился на лирической стороне произведения (линия Левина
и Кити) и почти полностью отказался от драматических эпизодов. Техника,
избранная для иллюстраций (цв. ксилография, до трех досок), чрезвычайно редкая
и сложная, как нельзя более соответствовала общей интонации издания.
Н.И.Пискарев погружает читателя в атмосферу меланхоличной русской природы
(заставка к главе I части третьей), размеренного течения деревенской жизни.
Пафос изображаемых пространств, не поддержанный энергией цвета, конструктивным
построением листа, призван передать внутренний мир любимых героев Толстого.
Вместе с тем в
иллюстрациях к "Анне Карениной" отразились новые поиски художника,
тяга к живописной повествовательности, проявившаяся в его ксилографиях второй
половины 1930-х годов (А.С.Пушкин "Повести Белкина":
"Гробовщик", заставка, 1936; "Метель", заставка, 1936).
В 1940-50-е годы
Пискарев создает ряд станковых работ, много времени отдает эстампу. Гуаши,
пастели, гравюры на органическом стекле, линолеуме, цветные акватинты содержат
подробный рассказ об увиденном, характерные черты трудного для страны времени.
В конце жизни художник
обращается к вечным проблемам бытия, в сдержанной, иногда чуть небрежной форме
выражая неумолимость времени ("Осень. Листопад", 1954, цв.
линогравюра), пытается лирически осмыслить единство прошедшего и предстоящего
("Лоси на дороге. Подмосковье", 1957, цв. линогравюра).
Николай Иванович
Пискарев умер в Москве 12 марта 1959 года и похоронен в Звенигороде, где провел
последние годы жизни.
И.Трофимов